hydrogencyanid

Categories:

Материализм и идеализм

Материализм и идеализм — основные направления в философии.

В самом простом виде идеализм признаёт первичным дух (разум, абсолютную идею, коллективный разум, Бога и т.д.), материализм соответственно признаёт первичным материю. 

Но простой ответ на этот вопрос не объясняет, почему идеалисты становятся материалистами, а вроде бы материалисты касаясь вопросов познания, истины, вопросов социального развития и пр. бессознательно впадают в самый настоящий идеализм. Со стороны кажется удивительным, но основоположники диалектического материализма Карл Маркс и Фридрих Энгельс изначально были объективными идеалистами — младогегельянцами, хотя здесь нет ничего странного для тех, кто хорошо изучил «Науку логики» Гегеля — чтобы отличать материализм от идеализма и знать его источник нужно изучать идеализм, как и наоборот.

Здесь нужно сделать небольшое отступление: «Наука логики» Гегеля  — это лучший учебник по диалектической логике. Часто среди тех, кто только называет себя «диалектическими материалистами» или «марксистами» можно услышать, что де не надо читать Гегеля, там сплошной идеализм, а нужно читать сразу Маркса, т.к. там идеалистическая философия Гегеля «перевёрнута с головы на ноги» — такие «материалисты» как правило весьма поверхностно знакомы с диалектикой и считают её всего лишь тяжеловесным способом рассуждений, оно и понятно, ведь Капитал Маркса построен в том числе на диалектической логике, которую они понять не в состоянии, и даже по структуре во многом повторяет «Науку логики».

К какому выводу можно прийти изучая данный труд Георга Вильгельма Фридриха Гегеля касательно идеализма и материализма?

Во первых, идеализм и материализм имеют источник именно в сознании человека, — посредником между сознанием и объективной реальностью являются ощущения, а как известно из диалектической логики, нечто среднее, соединяющее два соотносящихся друг с другом самостоятельных нечто, никогда не является самостоятельным, а лишь производное от последних двух. Если признать ощущения лишь формой проявления объективной реальности, то придётся признать, что ощущениям нельзя доверять, ведь они не отражают до конца реальной картины и дают нам всегда лишь искажённую ограниченную картину явления. Если же  признать ощущения формой проявления сознания, то логично предположить, что с разумом человека через ощущения соотносится не бездушная материя, существующая сама по себе, а другой всеобъемлющий внешний разум. Сознание человека и объективная реальность проявляют себя достаточно самостоятельными друг от друга и хотя находятся в единстве, но единство это относительно. Признание самостоятельности только одной стороны (сознания либо объективной реальности) ведёт к однобокому и поверхностному пониманию природы и человека — это либо механистический материализм и сугубо механистическое понимание вообще, которое рассматривает человека только как биологическую, химическую или механическую машину, а процесс мышления сводит только к движению электронов и ионов, и т.д., либо субъективный идеализм, который рассматривает всё внешнее лишь как проявление сознания человека.

Во вторых, природа, а точнее объективная реальность существует и движется в точном соответствии с законами природы, точно также сознание человека, его разум, мысли существуют и развиваются в соответствии с логикой —  законами мышления. Незнание диалектической логики приводит к тому, что человек просто не может правильно проанализировать ход своих мыслей и правильно их выстроить, точно также как незнание формальной логики приводит к тому, что человек не может правильно построить простейшие логические конструкции.

Если внимательно изучить компендий диалектики «Науку логики», то можно легко сделать простой вывод, что предпосылки для проявления как материализма, так и идеализма скрыты в сознании каждого человека. При внимательном рассмотрении такие категории, как дух, душа, разум, идея, Бог, оказываются категориями сознания человека, — только сознание является их источником и только оно воспроизводит их. В этом случае разум человека устремляется вглубь самого себя и мысль не соприкасается с внешней реальностью, чувственное восприятие заменяет объективную реальность и теперь уже оно воспринимается как нечто самостоятельное.

В этом есть и своя положительная диалектическая сторона — движение голых абстракций в процессе мышления осуществляется в отрыве от объективной реальности. Абстракция сама является крайне упрощённой моделью реальных предметов и явлений с ограниченным набором характеристик, в то время как  любой реальный объект обладает бесконечным количеством качеств и свойств. При изучении реального объекта или явления человек ограничивается теми характеристиками, которые кажутся ему в данной ситуации существенными, либо являются доступными для изучения.

Если внимательно изучить преподаваемую ещё в средней школе, а затем и в вузах формальную логику (законы тождества, непротиворечия, исключения третьего, и т.д.), то можно заметить, что там нет категорий материи, пространства и времени, то есть любой материалист может смело объявить формальную логику идеалистической. То же относится и к диалектической логике, впервые наиболее полно и ясно сведённой в единое целое в «Науке логики» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

В третьих, «Наука логики» создана в рамках немецкой классической философии, которая была сугубо идеалистической, — для лучшего понимания этого можно прочитать книгу Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Глупо упрекать Гегеля в идеализме, если вы не знаете в чём и как проявлялся его идеализм.

Как же проявляется материализм и идеализм в философии человека, который считает себя материалистом или идеалистом, но не разбирается в вопросе? Проявляется прежде всего стихийно, в итоге в самом простом  случае если речь идёт о материалисте человек выдаёт стихийный материализм, бессознательно смешанный с идеализмом, — идеализм здесь проявляется нередко в форме позитивизма, когда какой-нибудь факт рассматривается в отрыве от вызвавших его причин и последующих событий и абсолютизируется, или догматизма, когда какие либо утверждения без доказательства принимаются за истину и возводятся в ранг догмы.  В качестве примера подобных философов можно привести известных учёных Эрнста Маха и Анри Пуанкаре, разбор их философии в своей знаменитой философской работе «Материализм и эмпириокритицизм» провёл В.И. Ленин, который изложил в ней же последовательную материалистическую позицию. К слову, в данной книге не упоминается «Наука логики» Гегеля, что очевидно указывает на то, что Ленин изучал «Науку логики» гораздо позже, что однако не помешало ему изложить отражённую в трудах Маркса и Энгельса ещё гегелевскую позицию по вопросам познания, единства теории и практики и пр.

К примеру:

высказывания Энгельса, приведённые Лениным в «Материализме и эмпирикритицизме»:

"Мы имеем здесь снова то противоречие, с которым уже встречались выше, противоречие между характером человеческого мышления, представляющимся нам в силу необходимости абсолютным, и осуществлением его в отдельных людях, мыслящих только ограниченно. Это противоречие может быть разрешено только в таком ряде последовательных человеческих поколений, который, для нас, по крайней мере, на практике бесконечен. В этом смысле человеческое мышление столь же суверенно, как несуверенно, и его способность познавания столь же неограниченна, как ограниченна. Суверенно и неограниченно по своей природе (или устройству, Anlage), призванию, возможности, исторической конечной цели; несуверенно и ограниченно по отдельному осуществлению, по данной в то или иное время действительности" (81).<<*87>>

"Точно так же, - продолжает Энгельс, - обстоит дело с вечными истинами".

То же самое в «Науке логики» Гегеля:

«Жизнь должна быть поэтому рассматриваема, во-первых, как живой индивидуум, который есть для себя субъективная тотальность и предположен как безразличный к некоторой противостоящей ему, как безразличная, объективности.

Во-вторых, жизнь есть жизненный процесс, состоящий в том, чтобы снять свою предпосылку, положить безразличную к жизни объективность как отрицательную и осуществить себя как ее (объективности) мощь и отрицательное единство. Этим жизнь делает себя таким всеобщим, которое есть единство себя самого и своего другого. Жизнь есть поэтому, 

в-третьих, процесс рода, заключающийся в том, что она снимает свою единичность и относится к своему объективному наличному бытию, как к самой себе. Этот процесс есть, стало быть, с одной стороны, возврат к ее понятию и повторение первого расщепления, становление некоторой новой индивидуальности и смерть первой непосредственной индивидуальности; но с другой стороны, ушедшее в себя понятие жизни есть становление относящегося к самому себе понятия, существующего для себя как всеобщее и свободное, — переход в познание».

В завершение нужно отметить, как правильно должно соотноситься сознание с объективной реальностью. 

Нередко можно встретить точку зрения, что задача диалектического материализма в частности и материализма вообще состоит в правильном отражении объективной реальности в сознании человека — это однобокое и очень ограниченное понимание происходит от незнания диалектики вообще и неспособности изучить наиболее полный труд по диалектической логике «Науку логики» Гегеля в частности. Познание не останавливается на простом отражении, оно обязательно должно идти дальше, к практике — к деятельному живому единству теории и практики. Любая теория должна не просто объяснять наблюдаемое явление, но идти дальше, — обладать предсказательной силой: предсказывать новые, ранее неизвестные явления. Именно теория должна объяснить, что и как необходимо сделать, чтобы добиться желаемого практического результата, и только практика может подтвердить или опровергнуть её выводы, но практика может опереться только на теорию.

«...природа бесконечна, как бесконечна и мельчайшая частица ее (и электрон в том числе), но разум так же бесконечно превращает "вещи в себе" в "вещи для нас"».

«Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы, есть доказательство того, что это отражение (в пределах того, что показывает нам практика) есть объективная, абсолютная, вечная истина».

«Материализм и эмпирикритицизм» В.И.Ленин

Единство теории и практики в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля — это «абсолютная идея».

«Гегелем вообще завершается философия, с одной стороны, потому, что его система представляет собой величественный итог всего предыдущего развития философии, а с другой — потому, что он сам, хотя и бессознательно, указывает нам путь, ведущий из этого лабиринта систем к действительному положительному познанию мира».

"Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Ф. Энгельс

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.